Крючков Б.И., Усов В.М.
Аннотация
Передовые обучающие технологии и тренажерные системы в области эксплуатации различных роботизированных систем постоянно находятся в центре внимания. Одним из практических подходов к созданию такого вида обучающих и тренажерных систем является использование технологии виртуальной реальности. В частности, этот подход применяется для профессиональной подготовки космонавтов к внекорабельной деятельности на Международной космической станции (МКС) с использованием робототехнических манипуляционных комплексов с дистанционным управлением.
В настоящее время возникают новые проблемы в процессе проектирования совместной работы космонавтов с роботом – помощником экипажа (РПЭ) на борту МКС. Изучение способов рационального использования мобильных РПЭ на борту МКС осложняется тем, что натурное моделирование для исследования совместной деятельности космонавтов с РПЭ существенно затруднено. Это повышает роль имитационных моделей, построенных на основе методологии изучения сложных организационно-технических систем (СОТС) и технологии виртуальной реальности, чтобы визуализировать результаты такого моделирования при обучении космонавтов на тренажерах взаимодействию с РПЭ в составе экипажа.
Ключевые слова
МКС, робот – помощник экипажа, обучение и тренировки космонавтов, модели обучения, виртуальная реальность, имитационное моделирование, сложные организационно-технические системы, интеллектуальное окружение.
Год 2013 Том 1 Номер 1 Страницы 46-52
Индекс УДК: 629.78:621.865.8