Робототехника в развитии общих творческих способностей младших школьников

Робототехника в развитии общих творческих способностей младших школьников

Граничина Ольга Александровна
д.пед.н., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, заведующий кафедрой, 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0003-1398-6684

Сергеев Сергей Федорович
д.псх.н., профессор, Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), заведующий лабораторией, 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29, тел.: +7(911)995-09-29, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0002-6677-8320

Амелин Константин Сергеевич
к.ф.-м.н., Научно-образовательный центр Санкт-Петербургского государственного университета «Математическая робототехника и искусственный интеллект», директор, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9, кЭтот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0002-3643-5132

Граничина Ангелина Николаевна
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «Радуга», методист, 197136, Санкт-Петербург, ул. Ленина, д. 49, лит. А, пом. 7-н, тЭтот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Материал поступил в редакцию 6 сентября 2023 года.

Аннотация
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста является важным аспектом их образовательного и личностного роста и является основой будущей профессиональной успешности. В этом возрасте дети находятся на стадии интенсивного познания мира и формирования базовых когнитивных навыков и умений, что делает этот период особенно подходящим для стимулирования и развития их творческих способностей. Общие творческие способности человека формируются в процессе исследования и организации сложных сред в том числе техногенных. Показаны перспективы использования образовательной робототехники для развития общих творческих способностей младших школьников. Рассматриваются возможности использования наборов LEGO ® Education WeDo 2.0 Maker в работе с младшими школьниками для развития их общих творческих способностей. Показано, что подобная работа успешно реализуется в течение четырех лет в Санкт-Петербурге в рамках кружка «Роботоход» при поддержке научно-образовательного центра Санкт-Петербургского государственного университета «Математическая робототехника и искусственный интеллект».

Ключевые слова
Дидактика, инженерное мышление, обучающая среда, обучение робототехнике, робототехника, средства обучения, творческое мышление, школьное образование.

Благодарности
Исследование выполнено за счет внутреннего гранта РГПУ им. А.И. Герцена (проект № 28ВГ) и гранта СПбГУ (проект № 94062114).

DOI
10.31776/RTCJ.12101

Индекс УДК 
373.62

Библиографическое описание
Граничина, О.А. Робототехника в развитии общих творческих способностей младших школьников / О.А. Граничина, С.Ф. Сергеев, К.С. Амелин, А.Н. Граничина// Робототехника и техническая кибернетика. – Т. 12. - № 1. – Санкт-Петербург : ЦНИИ РТК. – 2024. – С. 5-13. – Текст : непосредственный.

Литература

  1. Зарецкий В.К. Проблемы научно-технического творчества / В.К. Зарецкий, Н.Б. Ковалева. – М., 1984. – 224 с. – Текст: непосредственный.
  2. Ушаков Д.В. Современные исследования творчества // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2005. – Т. 2. – № 4. – С. 53–56. – Текст: непосредственный.
  3. Сергеев С.Ф. Инженерно-психологическое проектирование сложных эрготехнических сред: методология и технологии // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / Под ред. В. А. Бодрова, А. Л. Журавлева. Вып.1. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – С. 429–449. – Текст: непосредственный.
  4. Юревич Е.И. Основы робототехники. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007. – 416 с. – Текст: непосредственный.
  5. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Проблемы поэтики Достоевского. – Киев: Next, 1994. – Текст: непосредственный.
  6. Богоявленская Д.Б. Одаренность: природа и диагностика / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. – М.: АНО «ЦНПРО», 2013. – Текст: непосредственный.
  7. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2012. – 448 с. – Текст: непосредственный.
  8. Альтшуллер Г.С. Крылья для Икара: как решать изобретательские задачи / Г.С. Альтшуллер, А.Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1980. – Текст: непосредственный.
  9. Брехова А.В. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочных занятиях по робототехнике / А.В. Брехова, Д.В. Дахин, Е.И. Чернышева // Известия ВГПУ. – 2019. – № 2(283). – С. 38–42. – Текст: непосредственный.
  10. Илькевич Б.В. Формирование творческого инженерного мышления в процессе обучения робототехнике / Б.В. Илькевич, К.Б. Илькевич, Т.Г. Илькевич // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 3 (193). – C.150–157. – Текст: непосредственный.
  11. Никитина Т.В. Образовательная робототехника как направление инженерно-технического творчества школьников: учеб. пособие. – Челябинск, Челябинский гос. педагог. институт, 2014. – Текст: непосредственный.
  12. Сергеев С.Ф. Обучающая среда: концептуальный анализ // Школьные технологии. – 2006. – № 5. – С. 29–34. – Текст: непосредственный.
  13. Раев А.И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования // Младший школьник: формирование и развитие его личности / А.И. Раев, Г.И. Вергелес. – СПб., 2002. – С.3–9. – Текст: непосредственный.
  14. Сергеев С.Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды. – М.: Народное образование, 2009. – 432 с. – Текст: непосредственный.
  15. Сергеев С.Ф. Методологические основы проектирования обучающих сред // Авиакосмическое приборостроение. – 2006. – № 2. – С. 50–56. – Текст: непосредственный.
  16. Семенов И.Н. Обзор направлений российской психологии творчества и одаренности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2017. – Т. 6. – № 6A. – С. 3–22. – Текст: непосредственный.
  17. Ваграменко Я.А. Методическое обеспечение подготовки учителей образовательной робототехники. Методический аспект / Я.А. Ваграменко, Т.Б. Казиахмедов, Г.Ю. Яламов // Педагогическая информатика. – 2016. – № 2. – С. 41–50. – Текст: непосредственный.
  18. Филиппов С.А. Книга Робототехника для детей и родителей / под ред. А.Л. Фрадкова. – СПб.: Наука, 2013. – 319 с. – Текст: непосредственный.
  19. Сергеев С.Ф. Эргономика иммерсивных сред: методология, теория, практика: автореф, дисс. … д-ра психол. наук: 19.00.03: защищена 7. 10: утв. 28.01.11/ Сергеев Сергей Фёдорович. – СПб, 2010. – 42 с. – Текст: непосредственный.
  20. Красникова Т.В. Образовательная среда – основа для развития творчества и одаренности детей младшего школьного возраста // Актуальные проблемы педагогики и образования / Под ред. Н.А. Асташева. – М., 2018. – C. 125–130. – Текст: непосредственный.
  21. Обзор программируемого комплекта робототехники Lego / В.Н. Казагачев [и др.] // VIII-я междунар. науч. конф. «Актуальные вопросы современной педагогики»: материалы (г. Самара, март 2016 г.). – Самара: АСГАРД, 2016. – С. 251–254. – Текст: непосредственный.
  22. Федосов А.Ю. Лего-конструирование как средство формирования операционного стиля мышления младшего школьника // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2017. – Т. 8. – № 2. – С. 62–65. – Текст: непосредственный.
  23. Филиппов С.А. LEGO-роботы в обучении мехатронике и автоматизации в школе и вузе / С.А. Филиппов, А.Л. Фрадков // 7-я науч.-техн. конф. «Мехатроника, автоматизация, управление» (МАУ-2010): материалы. – С. 34–38. – Текст: непосредственный.
  24. LEGO Education WeDo 2.0 Core Set // The LEGO Group: [site]. – URL: education.lego.com/ru-ru/product/wedo-2 (дата обращения:10.11.2022) – Text: electronic.
  25. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с. – Текст: непосредственный.
  26. Граничина О.А. Начальное образование: баланс традиций и новаций / О.А. Граничина, Г.И. Вергелес // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2021. – Т.12. – № 1. – С. 3–8. – Текст: непосредственный.

 Полный текст статьи (pdf)